12.07.2025
Что известно о реконструкции моста через Мухавец в Бресте
Долго ходили разговоры о том, что обновление моста через Мухавец в областном центре, соединяющего бульвар Шевченко с другим берегом, вот-вот начнется. А когда в 2023 году провели общественные обсуждения проекта, многие жители отмечали необходимость его реконструкции и расширения.
Перспективы однако были туманными: представленный властями города концепт-арт нового инфраструктурного объекта добавил вопросов. Ведь на картинах дизайнера-художника был достаточно амбициозный объект.
Летом 2024 года председатель Брестского горисполкома Сергей Лободинский рассказал, что дату строительства пришлось перенести из-за разногласий с Минстройархитектуры и Минтранспорта из-за планируемой высоты моста для прохода речных судов. Вопрос судоходства по Мухавцу пришлось обсуждать отдельно, что и задержало начало реализации проекта.
– От нас требуют по ГОСТу 1997 года поднять мост на 13,5 метра для обслуживания водного пути, но существующие мосты через Мухавец не превышают отметки в 8,6 метра. Следовательно, считаем неразумным такое поднятие высоты моста, он сегодня 10,5 метра и считаем целесообразным его понизить, – заявил тогда Сергей Лободинский.
Предложение городских властей дошло до премьер-министра, с вопросом разобрались и проекту дали ход. Госэкспертиза его одобрила и старт работ назначили на июль 2025 года.
– Мосту через Мухавец более 60 лет, он построен в 1963 году и по тем нормам, которые действовали в середине прошлого века. Сооружение длиной 142 метра, шириной 13,5 метра не отвечает современным требованиям. Мост, используемый не только автомобилистами, но и пешеходами, не справляется с потоком, особенно в часы пик, – говорит директор УКС города Бреста Игорь Косенков.
Действительно, время идет, возросли транспортные потоки и двухполосный мост уже не справляется с наплывом трафика. Новые жилые районы областного центра – это десятки тысяч человек, сотни семей и автомобилей, новые маршруты общественного транспорта. А что творится на пешеходной части моста отлично знает брестчанин Илья Король:
– Я живу в новых домах на улице Генерала Благовещенского, а работаю в центре и каждое утро еду через мост, знаете, пешком было бы иной раз быстрее. Транспорт стоит, поток упирается в кольцо на бульваре Шевченко и дальше, как повезет: если кто-то «затупит» и, не дай Бог, произойдет ДТП, то всё – опоздание гарантировано. А вот вечером люблю пешком пройтись, но это что-то с чем-то. По узкой «пешеходке» несутся велосипедисты, шальные самокатчики, мамы катят коляски. Стресс от работы умножается на стресс от дороги. Нужен новый мост, широкий, я думаю, всем нужен.
Такое же мнение и у Андрея Иващенко, он водитель со стажем и часто выбирает мост при построении маршрута:
– Понимаете, удобно или нет, но через обход у крепости мне не сподручно ехать, а тут привычно уже. Но все же удовольствия никакого. Наши люди мало того, кольцо не умеют проезжать, так и на мосту иной раз плетутся еле-еле. Хотя оно и понятно, опередить там никого нельзя. Лично я считаю, пусть делают на совесть, а неудобства… придется потерпеть.
К слову о неудобствах. В управлении капитального строительства заявляют: все нюансы постараются минимизировать и работать параллельно:
– Действующий мост закрывать не планируется, иначе будет коллапс. Специалисты подрядной организации возведут новое сооружение рядом с существующим, это будут две полосы на прочных опорах. Лишь после того, когда движение пустят по-новому, старый мост закроют и демонтируют, а уже на его месте возведут еще одну мостовую конструкцию.
Конструктивно мост будет похож на Кобринский: две полосы движения в каждую сторону, широкая пешеходная часть, современные системы освещения, не мешающие проходу людей и движению транспорта, улучшенные ограждения. Подрядчиком выступает «Мостоотряд №58» – это местный филиал ОАО «Мостострой», специалисты с серьезным опытом возведения сложных конструкций.
– На первом этапе необходимо вынести из пятна застройки коммуникации и инженерные сети, район старый и этого много. Нужно заново проложить электричество, водопровод, канализацию, ливневки, сложностей доставит газопровод. Удалим зеленые насаждения в зоне застройки и поставим бытовой городок для строителей, – рассказал Игорь Косенков.
Финансируется проект реконструкции на средства кредита Банка развития, на текущий год выделено порядка 8,8 миллиона рублей. Помимо строительства нового моста подрядчику предстоит изменить форму и пропускную способность кольца на бульваре Шевченко, с учетом запланированных четырех полос движения. Итоговый вид моста, отмечают в УКС Бреста, будет отличаться от представленных иллюстраций дизайнеров, художники создали образ для привлечения внимания, но в проекте объект выглядит иначе.
Пролеты моста у берега запланированы из железобетона, а центральная часть над водой будет металлическая. Высота моста будет ниже на 2 метра текущей, а вот протяженность вырастет до 173 метров.
– Мост безумно нужен, надеюсь, не создаст много неудобств вся эта работа. Но хочется понимать, когда мост закончат, потому что проект, судя по всему, масштабный и главное, чтобы делали основательно, – отмечает жительница Бреста Наталья Лукьянчук.
В УКС поясняют: проведение работ будет связано с серьезным изменением окружающего ландшафта, сносом зеленых насаждений и вызовет неудобства в движении транспорта. Но всё это временные трудности ради реализации большого и долгожданного инфраструктурного проекта. ЗАРЯ